Понятия со словосочетанием «еврейский квартал»

Еврейский квартал (идиш ‏די ייִדדישע גאַס ‏‎) — район города, в котором традиционно проживают евреи. В отличие от гетто, еврейские кварталы иногда возникали из-за желания еврейского населения вести образ жизни, соответствующий национальным традициям и предписаниям иудаизма. С идиш ‏די ייִדדישע גאַס‏‎ (Di yiddishe gas) термин переводится как «Еврейская улица».

Связанные понятия

Старое еврейское кладбище — название иудейских кладбищ в различных европейских городах.
Новое еврейское кладбище — название иудейских кладбищ в различных европейских городах.
Мусульманский квартал (араб. حَارَة الْمُسْلِمِين‎ Харат аль-Муслимин, ивр. ‏הַרֹבַע הַמוּסלמִי‏‎ Һа’Рова һа’Мусльми) — самый большой и густонаселённый из четырёх кварталов древнего, обнесённого стенами, Старого города Иерусалима. Он занимает 31 гектар площади в северо-восточной части Старого города. Квартал ограничен Львиными воротами на востоке, северной опорной стеной Храмовой горы на юге, и дорогой Дамасские ворота — Западная стена на западе. Непосредственно в квартал ведут Дамасские (Шхемские...
Гило́ (ивр. ‏גִּלֹה‏‎) — район в юго-западной части Восточного Иерусалима, основанный в 1971 году. Это самый высокий район Иерусалима — 857 метров на уровне моря. Население — 40 000 человек, в основном еврейских жителей.
Венецианское Гетто (итал. Ghetto di Venezia) — изолированный каналами участок земли в районе Каннареджо в Венеции.
Баа́ль Шем, Баал Шем, баалшем (ивр. ‏בַּעַל שֵׁם‏‎, букв. «обладатель имени (Бога)») — практикующий каббалист, чудотворец еврейского народного фольклора.
У́лица Арлозо́ров — название улиц в различных населённых пунктах Израиля, названных в честь сионистского деятеля Хаима Арлозорова.
Мемориальное еврейское кладбище — восстановленное древнее еврейское кладбище в Коломые (Ивано-Франковская область). Кладбище расположено на земельном участке площадью 1,4 га в разбитом на месте кладбища в советское время городском сквере на перекрестке улиц Чехова и Петлюры.
Ри́мское ге́тто — некогда район Рима, где обязаны были проживать римские евреи. В античности этот район назывался Фламиниевым цирком. Евреи здесь начали селиться ещё до распространения христианства.
Сикриким (ивр. ‏סיקריקים‏‎) — название группы ультра-ортодоксальных иудеев, близких к организации Нетурей карто, и известных скандальными акциями и конфронтацией со светскими нормами поведения в иерусалимском районе Меа Шеарим. Название восходит к истории сикариев (кинжальников), практиковавших методы индивидуального террора в борьбе с римскими колонизаторами в I веке н. э.
Ми́рская иешива (идиш ‏מירער ישיבה‏‎, ивр. ‏ישיבת מיר‏‎) — одно из самых известных еврейских высших учебных религиозных заведений, крупнейшая из иешив литовского направления в ортодоксальном иудаизме. Была основана в местечке Мир в Российской империи (ныне Беларусь). После нескольких переездов во время Второй мировой войны разделилась на три иешивы — одна в Иерусалиме (с дополнительным отделением в Модиин-Илите), и две других в Бруклине (Нью-Йорк).
Религиозный сионизм (ивр. ‏ציונות דתית‏‎) — направление ортодоксального модернизма, было создано в 1850 году раввином Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано раввином Авраамом-Ицхаком Куком.
Интифада ножей (Израильско-палестинский конфликт (2015—2016)) — в сентябре 2015 года участились нападения на граждан Израиля. Насилие, получившее у израильтян название «Волна террора» или «Интифада одиночек», международными средствами массовой информации было определено как «Интифада ножей».
Хоральная синагога (идиш: хоршул) — разновидность синагог, которые строились в Восточной Европе, от Венгрии до России. Такие синагоги олицетворяли идеи еврейского просвещения (хаскала) и отчасти реформировали традиционные еврейские обычаи (минхаг).
Еврейское кладбище — некрополь существовавший в Минске с 60-х годов XIX столетия и до 70-х годов XX столетия.
Фо́рум (лат. forum — арх. преддверие гробницы; площадка в давильне для подлежащего обработке винограда; рыночная площадь, городской рынок; торжище, центральная площадь)...
Устный Закон (ивр. ‏תּוֹרָה שֶׁבְּעַל-פֶּה‏‎, Тора ше-бе-‘ал-пэ) или Устная Тора — общее название устной галахической и аггадической традиции в иудаизме. Возник в результате долгого развития и формирования, и позже был записан в письменном виде (вначале Мишна, а затем Талмуд).
Арабские (арабоязычные) евреи (аль-йахуд аль-’араб; араб. اليهود العرب‎; ивр. ‏יהודים ערבים, מזרחים, עדות המזרח‏‎ мизрахи, восточные евреи, восточные общины) — совокупность евреев арабских стран и выходцев из арабских стран, которые говорили на разных диалектах еврейско-арабского языка. В течение 1940—1970 гг. большинство арабских евреев покинули страны своего проживания, переселившись в Израиль и ряд других стран, в результате чего еврейские общины в арабских странах сократились до минимума или...
Христианский квартал (ивр. ‏הַרֹבַע הַנוֹצְרִי‏‎ Һа’Рова һа’Ноцри, араб. حَارَة النَّصَارَى‎ Харат ан-Насара) — один из четырёх кварталов обнесённого стенами Старого города Иерусалима (остальные три — это Еврейский, Мусульманский и Армянский кварталы). Христианский квартал расположен в северо-западном углу Старого города и тянется вдоль его западной стены от Новых ворот на севере вплоть до Яффских ворот; на юге — вдоль дороги от Яффских ворот к Западной стене, соприкасаясь с Еврейским и Армянским...
Еврейский погром — массовая насильственная акция, совершавшаяся частью общества по отношению к евреям как национальному и религиозному меньшинству. Погромы являются одним из типичных проявлений антисемитизма — идеологии враждебного отношения к евреям.Еврейские погромы в различное время прокатились по многим странам, в которых жили евреи. В частности, в Средние века крупные погромы происходили в Англии, Германии, Франции, Чехии, Швейцарии и ряде других стран. Как пишет Краткая еврейская энциклопедия...
Штетл (идиш ‏שטעטל‏‎ — «городок» или еврейское местечко) — небольшое, как правило, поселение полугородского типа, с преобладающим еврейским населением в Восточной Европе в исторический период до Холокоста. Еврейские местечки находились в областях, составлявших с конца XVIII века черту оседлости в Российской империи: Царство Польское, Литва, Белоруссия, Бессарабия, а также часть территории современной Украины, которая была расположена в южных губерниях Российской империи. Языком еврейских местечек...
Еврейское имя — имя, берущее начало в еврейских источниках и/или еврейских языках (иврите, талмудическом арамейском языке, идише и др.). Основная масса еврейских по происхождению имён основывается на талмудическом, христианском или исламском толковании Библии, хотя у самих евреев встречаются имена небиблейского происхождения. Такими именами в основном пользуются люди, проживающие в Израиле и христианских странах, однако некоторые из них также прижились и в исламском мире, особенно в том случае, когда...
Еврейское кладбище (ивр. ‏בית עלמין‏‎, «бейт альмин», или ивр. ‏בית קברות‏‎, «бейт кварот») — кладбище, на котором похоронены евреи в соответствии с еврейской традицией. Земля на кладбище считается святой. Создание кладбища является одним из первых приоритетов для новой еврейской общины.
Форшта́дт (нем. Vorstadt «пригород») — поселение, находящееся вне города или крепости, предместье, посад, подградье.
Предме́стье (польск. przedmieście от miasto «город») — в средневековом городе находящиеся за городской стеной, примыкающие к городу, заселённые районы. Синонимы: пригород, предградье, посад.
Синаго́га (от греч. συναγωγή, «собрание»; ивр. ‏בֵּית כְּנֶסֶת‏‎, бейт кне́сет — «дом собрания»; идиш ‏שול‏‎, шул — «школа»), после разрушения Иерусалимского храма — основной институт еврейской религии, помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины.
Сио́нская го́рница или Го́рница Та́йной Ве́чери (также Сенакль, от лат. Coenaculum) — комната или помещение на верхнем этаже дома в Иерусалиме, где была совершена Тайная Вечеря, последняя пасхальная трапеза Иисуса Христа с учениками.
Раба́д (араб. — предместье, также рабат) — окраина, торгово-промышленное предместье в средневековых (VII—VIII века) городах Средней Азии и Южного Казахстана, Ирана, Афганистана. В классической трёхчастной схеме средневекового города (цитадель/шахристан/рабад) рабад примыкал к укреплённой части города — шахристану. Позднее вокруг рабада сооружались крепостные стены и рвы; иногда рабадом называют общую городскую стену предместий и шахристана. В IX—XII веках рабад являлся центром экономической и политической...
Дейр-эз-Зорский концентрационный лагерь (арм. Դեր Զորի համակենտրոնացման ճամբար) — лагерь смерти в центре Сирийской пустыни около города Дейр-эз-Зор, куда во время геноцида армян в Османской империи после маршей смерти попадали тысячи депортируемых армян.
Вторая алия — период 1904—1914 годов, за который в Стране Израиля поселилось около 40 тысяч евреев из Восточной Европы. Среди прочего, эмиграция была связана с волной погромов в Российской империи, наиболее известным из которых был Кишинёвский погром 1903 года.
История киевских евреев имела начало в X веке нашей эры и до XXI века. Она стала частью еврейской истории.
История евреев в Битолы — хронологическое развитие социально-экономического, культурно-религиозного и других аспектов жизни еврейской общины в северомакедонском городе Битола.
Ортодоксальный иудаизм — общее название нескольких течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале эпохи Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.
Кена́сса (также кенаса́, кенесе́, кенеса, кэнэса; караимск. כְּנֵסַה, кэнэса) — молитвенный дом караимов в Восточной Европе.
Еврейская боевая организация (польск. ŻOB, Żydowska Organizacja Bojowa, идиш ‏ייִדישע קאַמף אָרגאַניזאַציע‏‎) — подпольная вооружённая организация польских евреев во время Второй мировой войны, самая известная еврейская военизированная организация еврейского Сопротивления, которая действовала в основном на территории Варшавского гетто.
Фрагменты стен гетто в Варшаве – сохранившиеся фрагменты стен между жилыми участками, а также стены довоенных зданий, обозначающие с 16 ноября 1940 границу между варшавским гетто и „арийской" частью города.
Адар (ивр. ‏אֲדָר‏‎) — в еврейском календаре двенадцатый месяц, если считать с нисана, как принято в Библии и шестой месяц, если считать с тишрея. По мнению Георгия Синкелла, длится с 20 февраля по 24 марта.
Маги́д (или магги́д; буквально «рассказывающий» от ивр. ‏מַגִּיד‏‎; мн. ч. маггидим) — еврейский религиозный проповедник, иначе называемый также «даршан» (דרשן); начиная с XVI века, стал встречаться термин и «Магид Мешарим» (сокращ. מ״מ). Звание маггида присваивалось преимущественно странствующим проповедникам, хотя его носили также постоянные проповедники общины, часто соединявшие эту функцию с саном раввина. Первые маггидим проповедовали, отвечая на обращённые к ним вопросы слушателей, подобно...
Десять казнённых римлянами мудрецов — группа из десяти выдающихся еврейских мудрецов, которые были казнены с особой жестокостью римскими властями в период после разрушения Второго Храма за изучение Торы и соблюдение её заповедей.
Молитвенный канон в иудаизме (ивр. ‏נוסח תפילה‏‎, Ну́сах тфила́) — распорядок молитв, принятый в определённой иудейской общине.
Сирийские евреи — потомки евреев, поселившихся на территории современной Сирии в 6 веке до нашей эры. В конце 15 века к ним присоединились испанские сефарды, прибывшие в Сирию по приглашению Османского султана. Имели развитую культуру, которая появилась в результате смешения испанских и традиционных культурных особенности еврейского народа. В Израиле имеют отдельную религиозную общину. С древнейших времен евреи состоявляли один из важнейших слоев сирийского общества.
Кочинские евреи (малабарские евреи) — старейшая группа евреев Индии, исторически проживавших на Малабарском берегу в штате Керала на юге Индии. Разговорный язык — жудео-малаялам. В настоящее время подавляющее большинство кочинских евреев иммигрировало в Израиль, в Керала осталось лишь несколько десятков человек, так что общине в Керала грозит исчезновение.
Цади́к (ивр. ‏צַדִיק‏‎ — праведник) — в иудаизме и особенно в хасидизме: благочестивый, безгрешный человек (святой), пользующийся особым расположением Бога, духовный вождь хасидской общины.
Караимская улица (укр. Караїмська вулиця, лит. Karaimų gatvė, ивр. ‏רחוב הקראים‏‎) — годоним (название улицы), исторически связанный с местами компактного проживания караимов. Как правило, встречается в местах расположения сохранившихся или разрушенных караимских молитвенных домов (кенасса). В советский период все «караимские улицы» из идеологических соображений были переименованы, в настоящее время часть из них вновь стали называться прежним названием.
Святи́лище — священное место или алтарь, посвящённый божеству. Во многих религиях считается местопребыванием божества; в ряде культур служило местом убежища для преследуемых.
Еврейская самооборона — организованный отпор евреев попыткам еврейских погромов.
Пятая алия — период 1929—1939 гг, за который в Палестину переселились около 250 тысяч евреев из всех уголков Европы.
Шахристан (перс. شهرستان‎ от перс. شهر‎ — город и перс. ستان‎ — место), хисар — в Средние века часть иранского и среднеазиатского города, находившаяся внутри городских стен, но снаружи цитадели. Обычно имел геометрически правильные очертания городских стен и иногда планировку улиц.
а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я